Новый оригинальный способ борьбы с курением изобрели в странах Евросоюза. Европейцам-пофигистам уже не внушает никакого страха и желания задуматься о бренности всего сущего навязшая в зубах фраза о том, что каждый любитель никотина рискует закончить свою жизнь раком легких. Поэтому недоверчивым курильщикам решили попросту продемонстрировать картины их недалекого будущего, и сделать их как можно более ужасными, чтобы желающие затянуться сигареткой в испуге бросили оную и больше никогда не отдавали свои деньги и здоровье за сомнительное удовольствие.
Сейчас проходит тендер на "страшные" фотографии, которые будут размещаться на пачках сигарет, чтобы предупредить курильщиков об опасности. Планируется, что на них в красках будут изображены болезни, которые грозят курильщикам в случае, если они не откажутся от вредного пристрастия.
Перед тем, как фотографии появятся на пачках сигарет в октябре 2004 г., будут проведены исследования в странах ЕС, с помощью которых эксперты определят, как различные люди воспринимают эту визуальную информацию. Одобренные фотографии поступят в фотолабораторию ЕС, откуда правительства стран-участниц Евросоюза смогут получить картинки для размещения на пачках сигарет.
Кроме этого, более доходчивым сделают и текст предупреждения, например: "курение вызывает смертельный рак легких" или "курение может привести к медленной и мучительной смерти". Это два из 14 предложенных вариантов. Не обратить внимания на такие слова, согласитесь, трудно. Это вам не пресловутый "Минздрав предупреждает…". Обтекаемая формулировка в принципе ничего не дает. Как таинственный Минздрав, так и будущие проблемы со здоровьем кажутся курильщикам столь же нереальными, как зеленые человечки с планеты Железяка.
Впрочем, на некоторых толстокожих (или просто слепых?) граждан не подействовало зрелище пораженных раковой опухолью легких. Это не шутка, а суровая действительность – согласно результатам исследования Canadian Cancer Society, проведенного в 2002 г., 90% курильщиков заметили размещенные на пачках графические изображения. Однако оставшиеся 10% проигнорировали его.
Однако у идеи есть и несомненные преимущества. В Канаде, где фотографии использовались с 2002 г., размещение графических изображений на пачках сигарет значительно уменьшило число молодых людей, начинающих курить. При этом с помощью таких мер невозможно заставить курильщиков отказаться от своей привычки, можно лишь предотвратить появление новых курильщиков.
Через год, когда проект будет запущен, пачки сигарет будут выглядеть следующим образом: предупреждение о вреде курения займет как минимум 40% задней поверхности пачки сигарет, на пачках также будут помещены адреса сайтов и номера телефонов, по которым можно найти информацию о том, как бросить курить.
Так что привезенные из-за границы сигареты теперь нельзя будет элегантным жестом бросить на столик в кафе – отягощенные страшным фототворчеством, они вряд ли вызовут прилив оптимизма и хорошего аппетита, хотя и заставят, быть может, взять сигарету в последний раз.