Уходят из речи «спасибо» - спаси Бог, «благодарю» - благо дарю - как ответ на добро, проявленное к тебе. От всего этого становится, мягко говоря, грустно. Похоже, мы возвращаемся в пещерный век - только на иномарках и с мобильными телефонами.
Кто сегодня в ответе за состояние русского языка, родной речи? Вправе ли мы безразлично относиться к тому, что является национальным достоянием?
Не вызывает сомнения необходимость открытия на телевидении рубрики «Родное слово», в которой приняли бы участие лингвисты, журналисты, преподаватели русского языка и риторики, проводя системные передачи по родной речи.
«В начале было Слово…». Известное изречение, которым начинается Евангелие от Иоанна, наполнено очень глубоким содержанием. «Слово было у Бога, и Слово было Бог», - говорится далее, и при этом «Слово» пишется с заглавной буквы.
Слово - это не только наша речь, но и выражение народного самосознания, воплощение народного духа.
Слово поднимает нас над окружающей природой как первый признак сознательной, разумной жизни. Слово - способ выражения наших мыслей и чувств. Слово дает нам возможность понять окружающих и быть понятыми.
Слово хранит созданное человеком на протяжении всей истории развития человечества.
Во всех словарях начиная с конца XVIII века толкование значения «слово» расширяется от филологического до богословского. «Филология» (в буквальном переводе с греческого) означает «любовь к слову».
Именно слово как жанр определило замечательные памятники древней письменной культуры: «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Наконец, молитва есть обращенное к Богу слово.
Русский язык - богатейшая сокровищница, доставшаяся нам в наследство от наших предков. Вобрав в себя огромнейшую информацию, русский язык способен передать сведения по любой отрасли знаний. Благодаря широким морфологическим и синтаксическим возможностям русского языка мы можем выразить самые тонкие, едва уловимые оттенки чувств и переживаний, описать увиденное и услышанное. Лексическое богатство русского языка позволило еще в древние века запечатлеть исторические события, позволяет отразить современность и предсказывать будущее.
Наш язык, наша речь - это наш мир, отраженный в слове. Достаточно послушать, что и как говорит ваш собеседник, и вы формируете мнение о нем, о его интеллекте, образованности, воспитанности, о его мировоззрении. Найти общий язык - значит уметь высказать свои мысли, передать их так, чтобы быть понятым и найти общую точку зрения, обрести единомышленника. И помогает этому слово. Надо ли объяснять, как важно для каждого из нас жить в мире, где тебя понимают.
Лексический состав русского языка поразителен. Так, в «Словаре» В. Даля более 200 тысяч слов, у С. Ожегова - 57 тысяч. По нормам XX века, человек с высшим техническим образованием должен был иметь в своем словарном запасе не менее 12 тыс слов, лексикон десятилетнего школьника - 3 тыс. 600 слов.
Русский язык - это язык Пушкина и Достоевского, Чехова и Шолохова. Мы не только наследуем безценное сокровище, созданное нашими великими соотечественниками, но и несем ответственность за то, чтобы сберечь наш великий язык для грядущих поколений.
Слова, речь - это мир, в котором мы постоянно пребываем. Вслушаемся в нашу речь, в слова, которые звучат вокруг нас на улице, в транспорте, во дворе, в учреждениях. Иной раз создается впечатление, что русский язык целому поколению преподавала Эллочка -людоедка. Все чаще можно услышать многозначительное «вау» - вопль, достойный существа самого низкого уровня умственного развития, испытавшего эмоции: радость, удивление, восторг, восхищение, изумление. Вместо доброго - «до встречи», «до свидания», «всего хорошего», «до завтра» и проч. - «чао!» Зачем напрягаться, чтобы сказать «красиво», «превосходно», «замечательно», «великолепно», когда есть «куриное» - «клево»?
Привычные слова «зелень», «капуста», «упакован», «лимон» стали ныне «новой лексикой», превратились в некие метафоры. Семантика этих «новообразований» составляет, похоже, отдельный разговорник для криминального и полукриминального мира. Удивительно, но даже пожилые люди зачастую стали пользоваться подобным «сленгом», бравируя своей «современностью». Нелепо звучат из уст отца семейства слова, которым можно обучиться только в подворотне. По некоторым понятиям это означает идти в ногу со временем. Вопрос в том, куда, зачем и с кем идти?
Целый отдельный набор звуковых монстров, изобретенных для выражения мысли! Какой же убогой должна быть мысль, чтобы вмещаться в подобные «упаковки»?! Можно ли воспитать добродетель, патриотизм, нравственность, целеустремленность, когда совершенно отсутствуют в речи слова: честь, достоинство, гордость, отечество, свет, доброта, вера, целомудрие?
Уходят из речи «спасибо» - спаси Бог, «благодарю» - благо дарю - как ответ на добро, проявленное к тебе. От всего этого становится, мягко говоря, грустно. Похоже, мы возвращаемся в пещерный век - только на иномарках и с мобильными телефонами.
Раздумья невольно подводят к печальному выводу: если нет слов, то, следовательно, нет и этих понятий; ведь еще Шота Руставели, грузинский поэт XII века, говорил: «Из кувшина выливается то, что содержится в нем». А содержится, судя по речи, немного - лишь то, о чем навязчиво твердит реклама: еда, удовольствия, здоровье!
Слушая речь (порой даже профессионалов!), в которой бесконечно паразитируют «как бы», обороты: «пользуясь случаем, разрешите предложить», «все, кто пришли», «соскучился по вам», «где-то в пять часов», сомневаешься, что люди эти учились в школе. А может быть, прогуливали уроки русского языка? А что происходит с числительными, когда склоняют их по падежам?! А расстановка ударений в слове?!
В Древнем Риме и Древней Греции преподавали риторику, полагая по наивности, наверное, что для человека важно, как он говорит, каким воспринимает его общество. Великий Ломоносов, не довольствуясь трактатами зарубежных ученых, написал свои, русские учебники по красноречию. До 1917 года риторика была обязательным предметом в системе образования. Сейчас, должно быть, нам риторика не нужна. Слово «обаятельный» (от древнерусского «баяти» - умеющий красиво и грамотно говорить) сегодня почти не употребляется.
Что оставим мы нашим потомкам? Кто сегодня в ответе за состояние русского языка, родной речи? Вправе ли мы безразлично относиться к тому, что является национальным достоянием? Проблема русского языка не сводится только к проблеме говорения - это проблема нравственного облика, нравственного содержания каждого россиянина и общества в целом. Это вопрос государственной важности, и в решении его должны принять участие все те, в ком живет стремление возродить свое славное Отечество.
СветланаТрушина,
преподаватель русского языка и риторики.
Журнал «Русский дом»