В Муроме правил князь Павел. К жене Павла повадился приходить змей. В присутствии всех людей он принимал образ князя Павла, но наедине с княгиней змей принимал свой истинный мерзкий облик. Змей силой овладел княгиней. Когда княгиня поведала об этом мужу, тот попросил жену узнать у змея тайну его смерти. Княгиня завела разговор со змеем: "Много всего ты знаешь, а знаешь ли про смерть свою — какой она будет и от чего?" Змей ответил: "Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча". Петром звали младшего брата князя Павла. Пётр был набожен и часто ходил в храмы.
Однажды в храме ему явился отрок и показал ему Агриков меч, скрытый в алтарной стене между плитами. Пётр взял этот меч и убил им змея. Умирающий змей своей кровью обрызгал Пётра, отчего тело Петра покрылось струпьями и язвами. Ни один врач не мог исцелить его. Тогда Пётр поехал в Рязанскую землю, где было много искусных лекарей и послал своих слуг по деревням найти того, кто сможет его исцелить. Один из княжеских слуг забрёл в село Ласково. В одной из изб он нашел девушку, которая ткала холст, а перед ней скакал заяц. Слуга Петра выяснил, что девушку зовут Феврония и она дочь древолаза (человека, собирающего мёд в дуплах деревьев). Феврония взялась вылечить Петра, если он возьмет её замуж. Слуга передал эти слова князю и тот согласился на условие Февронии
Святая Феврония
Девушка передала через княжеского слугу мазь, которой Пётр должен был помазать всё тело, только один струп оставить нетронутым. Князь так и сделал и исцелился, но не стал брать Февронию, которую он даже не видел, в жены, из-за её низкого происхождения. Пётр послал Февронии богатые дары, которые она не приняла.
Вскоре тело князя опять покрылось струпьями и он вернулся к Февронии. Она по-прежнему попросила, чтобы после исцеления князь взял её в жены. Выздоровев от мази, приготовленной Февронией, князь взял девушку в жены.
Пётр и Феврония
Вскоре старший брат Петра умер и Пётр стал княжить в Муроме. Бояре были недовольны, что над их женами властвует дочь древолаза. Они донесли князю, что Феврония, как беднячка, собирает крошки со стола. Пётр же знал, что хлебные крошки в руке Февронии превращаются в ладан и фимиам. Бояре не могли успокоиться и потребовали, чтобы Феврония уехала из города. Феврония согласилась уехать лишь с мужем. Тогда Пётр и Феврония сели в корабли и поплыли по Оке. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот посмотрел на Февронию с вожделением. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям.
После отъезда князя в Муроме началась борьба за власть и много человек погибло. Жители города стали просить Петра и Февронию вернуться на княжение. Князь с княгиней вернулись в Муром.
Когда Пётр и Ферония почувствовали приближение смерти, то приняли монашество и молили Бога о том, чтобы умереть в один день. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. Назван был в иноческом чину князь Петр Давидом, а Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.
Феврония вышивала покров на церковные сосуды со Святыми Дарами. Когда Пётр почувствовал, что скоро умрет, он попросил передать Февронии: "О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она попросила его подождать, пока она дошьет покров. Второй раз Пётр послал к ней и снова она попросила его подождать. В третий раз послал к ней Пётр. Тогда Феврония, не окончив работу, попросила передать Петру, что умирает вместе с ним. Пётр и Феврония умерли 25 июня (8 июля по новому стилю, в этот день чтится память Петра и Февронии и отмечается День семьи, любви и верности).
После смерти их не стали хоронить в одном гробе, т.к. они были иноки. Их положили в разных гробах. Общий гроб, который перед смертью приказали сделать Пётр и Феврония, остался пустым. Но на другой день утром люди увидели, что тела Петра и Февронии чудесным образом лежат в общем гробе, а отдельные гробы пусты. Трижды покушались люди разлучить тела супругов и трижды находили их лежащими в одном гробу. Тогда люди поняли: Богу угодно, чтобы Пётр и Феврония не разлучались и после смерти.
Из западноевропейских легенд о великой любви частично перекликается с историей о Петре и Февронии история Тристана и Изольды. Феврония исцелила Петра, а Изольда исцелила Тристана. В обеих историях возлюбленные умерли в один день и не разлучились даже после смерти: Тристан и Изольда были похоронены недалеко друг от друга, из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст и, перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды. Если тела Петра и Февронии трижды безуспешно пытались положить в разные могилы, то и куст между могилами Тристана и Изольды трижды срубали, однако он каждый раз вырастал вновь.