Проблема патриотического воспитания на сегодняшний день не теряет своей актуальности, это вызвано рядом причин, среди которых: смешение родной, традиционной культуры с элементами западной; отсутствие ценностей внутри семьи; превалирование мультимедийных информационных источников с ранних лет жизни ребенка. В результате, возникает нежелание подрастающего поколения подчиняться нормам поведения в обществе; зарождается эгоистическое отношение к окружающему, проявление которого выражено отсутствием интереса к активному участию в общественно-полезной деятельности; не сформировано понимание патриотизма, отсутствует стремление к его проявлению. Искусство заключает в себе огромный потенциал для формирования лучших человеческих качеств. В частности, музыкальное искусство, являясь абстрактным языком эмоций и чувств, способно преодолевать языковые, возрастные и прочие особенности личности.
На музыкальных занятиях немалое время отводится для слушания чувашской, национальной музыки, дети вместе с музыкальным руководителем Ольгой Моисеевой, анализируют содержательную часть прослушанных произведений, поэтому слушательская деятельность в воспитании патриотизма становится неотъемлемой частью. Слушание музыки на занятиях дает возможность осветить малоизвестные сюжеты, побуждая детей к личному поиску патриотических примеров в числе родных, близких и друзей; способствует более эмоциональному восприятию детьми изучаемого материала. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свою любовь к Родине, в которой он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в чувашской музыке. Чувашские музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом чувашского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети знакомятся, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Чувашская музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все чувашские мелодии, используемые музыкальным руководителем в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. В музыкальной копилке есть аудио и видеозаписи чувашской музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».
В БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии музыкальные занятия посещают не только дети группы круглосуточного пребывания, но и дети дневного пребывания. Ребята смогли развить не только музыкальные способности, но и получить массу положительных и ярких эмоций.