Лесным пожаром принято считать стихийное распространение огня в лесу, в результате которого уничтожается или повреждается часть леса (лесной массив). Из данного определения вытекает, что основными признаками лесного пожара являются стихийность его возникновения и распространения; уничтожение или повреждение лесного массива. Не считается лесным пожаром применение огня при лесовосстановительных работах и для других целей, однако, это положение верно лишь до тех пор, пока огонь не вышел из-под контроля. Если это произошло, то налицо лесной пожар.
Последствия лесного пожара, имеющие уголовно-правовое значение, могут выступать в виде уничтожения или повреждения лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд. Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесов наступает в случаях, когда эти последствия были вызваны поджогом, иным общеопасным способом, либо неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 261 УК РФ).
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах, не повлекшее за собой указанных последствий, наказывается в административном порядке, за исключением случаев, когда имело место приготовление или покушение на уничтожение или повреждение лесного массива. В этом случае ответственность наступает по ст. 30 и ч . 2 ст. 261 УК РФ. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела следует, в первую очередь, руководствоваться степенью общественной опасности деяния, масштабами противоправной деятельности и ее последствиями, а также учитывать признаки субъективной стороны в каждом конкретном случае.
Общим объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, а непосредственным – леса и насаждения. Предметом данного преступления является лесная и не входящая в лесной фонд растительность, как национальное достояние России, важные в хозяйственном отношении природные ресурсы. Объективная сторона преступления выражается в ее уничтожении или повреждении. Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет. Субъективная сторона рассматриваемого преступления – умысел или неосторожность.
Под уничтожением леса в результате пожара принято понимать полное его сгорание или полное превращение лесных, и не входящих в лесной фонд насаждений, в сухостой в результате воздействия огня.
Под повреждением леса в результате пожара принято понимать сгорание древесно-кустарниковой растительности частично, деградация ее на определенных участках леса до степени прекращения роста, опадания листвы, засыхания, утраты ее качества в результате воздействия огня.
Поджог характеризуется как умышленное действие лица, направленное на уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой растительности при помощи открытого огня (зажигание с этой целью травы, разложение костров, факелов, разбрасывание головней костра, использование горючих материалов и т. д.).
Неосторожное уничтожение или повреждение лесов в результате пожара характеризуется тем, что виновный, обращаясь с огнем или иными источниками повышенной опасности, рассчитывает на какие-либо обстоятельства, которые, по его мнению, могут предотвратить наступление вредных последствий. При этом нужно оценивать реальность тех обстоятельств, на которые рассчитывал виновный. Если они реальны и при других условиях способны предотвратить развитие пожара, то тогда преступное деяние следует квалифицировать как неосторожное. В противном случае виновный рассчитывает лишь на “авось” или вообще ни на что не рассчитывает, т. е. действует с косвенным умыслом. В таком случае деяние следует квалифицировать как поджог с косвенным умыслом.
К источникам повышенной опасности, учитывая их большую разнообразность, относятся линии электропередачи, транспортные средства, легковоспламеняющиеся и горючие вещества, взрывчатые вещества и другие предметы.
Оконченным считается преступление с момента уничтожения либо повреждения леса и насаждений, не входящих в лесной фонд. Состав преступления материальный. Между действием или бездействием лица и уничтожением, повреждением древесно-кустарниковой растительности должна быть установлена причинная связь[1].
Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение леса не исчерпывается только нормой об ответственности за уничтожение или повреждение леса путем поджога, в результате неосторожного обращения с огнем или источниками повышенной опасности. Лица, в том числе и должностные, виновные в несоблюдении Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть одного или двух и более человек, подлежат уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.
Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным Кодексом Российской Федерации (далее – Лесной кодекс России).
Кроме того, уголовная ответственность за лесной пожар может наступать и за должностную халатность по ст.293 УК России. В практике нередко встречаются случаи, когда в данных о возникновении лесного пожара признаки преступления не усматриваются. Между тем, обстоятельства, при которых стало возможным распространение огня в лесу, указывают на такие признаки. Например, лес загорелся от удара молнии или в результате неосторожного обращения с огнем несовершеннолетних, но дальнейшее развитие пожара явилось следствием бездеятельности лиц, в чью обязанность входит организация его тушения. Или должностное лицо, под чьим руководством производилось тушение лесного пожара, не довело до конца его тушение, не обеспечило охрану места, где был потушен пожар, в связи с чем пожар вновь возобновился и распространился за пределы площади, в которой он был локализован. Поэтому при проверке материалов необходимо обязательно устанавливать сведения о принятых мерах. Такие сведения содержатся в протоколе о лесном пожаре (когда возник пожар, когда и кем обнаружен, когда приступили к его тушению, какие силы и средства при этом применялись, как было организовано его окарауливание). Если будет установлен факт несвоевременной или ненадлежащей организации тушения пожара, то в таком случае может идти речь о привлечении виновного лица к уголовной ответственности за халатность.
В случаях, если лицо, уничтожая или повреждая лес, имело цель подрыва экономической системы государства, содеянное квалифицируется по ст. 281 УК России Диверсия (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет).
В случае, если в результате лесного пожара будет допущено загрязнение атмосферы вредными продуктами сгорания, преступление необходимо квалифицировать по ст. 251 и по ст. 261 УК РФ по совокупности, т. к. одним деянием совершаются два самостоятельных преступления. В данном случае для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 251 УК РФ необходимо зафиксировать величины концентраций вредных веществ в атмосфере, превышающие нормативы качества или уровни их естественного содержания.
Для отграничения понятия, какое деяние может быть признано преступлением, законодатель предусмотрел в Уголовном кодексе России четкое его определение. Так, в соответствии со ст. 14 УК РФ преступлением признается только виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. При этом, не является преступлением деяние, хотя формально и содержащее признаки преступления, но, в силу малозначительности, не представляющее общественной опасности. Уголовное дело о таком деянии не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). В таком случае речь может идти о привлечении виновного к другим формам ответственности. Однако, следует помнить, что если, умысел виновного был направлен на причинение значительного вреда, но, по не зависящим от него обстоятельствам, реально вред был причинен минимальный, то деяние не может быть признано малозначительным. В данном случае уместном рассмотреть одну из ошибок, часто встречающуюся при расследовании уголовных дел о лесных пожарах. Так, следователи и дознаватели при осуществлении расследования уголовных дел этого вида, как правило, принимают во внимание лишь денежное выражение ущерба, причиненное лесу пожаром, и не учитывают другие обстоятельства. Так, если за основу вреда, причиненного лесным пожаром, брать только размер ущерба, причиненного конкретному лесному хозяйству или смежным отраслям, тем более, что действующие в настоящее время таксы на древесину на корню не всегда отражают действительную ценность уничтоженной или поврежденной растительности, и не брать в расчет ущерб, причиненный непосредственно лесу с учетом его основного целевого назначения, преобладания тех или иных пород деревьев, удаленности от населенных пунктов и других факторов, то следствием этого явится значительное количество принятых решений об отказах в возбуждении уголовных дел или прекращении уже возбужденных по основанию малозначительности, что сведет на нет эффективное применение уголовно-правовых норм в борьбе с лесными пожарами.
Определенные трудности при квалификации преступлений, связанных с лесными пожарами, как показывает практика, возникают в связи с нечетким уяснением, что же следует понимать под понятием “лес”. Так, до принятия в ноябре 2006 года Лесного кодекса России, в основах лесного законодательства Российской Федерации под понятием “Лес” понималась совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. В данном определении действительно отсутствовали какие-либо сведения, позволяющие определить, какую минимально допустимую площадь земли должна занимать указанная совокупность деревьев, кустарников и т. п., чтобы называться лесом для правильной квалификации рассматриваемых в данных методических рекомендациях преступлений. В настоящее время, согласно ст. 6 Лесного кодекса России объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, древесно-кустарниковая растительность. К лесному фонду относятся все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Границы участков лесного фонда обозначаются в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Таким образом, при решении вопроса о возбуждении уголовных дел по фактам лесных пожаров рекомендуется исходить не от площади уничтоженных или поврежденных огнем деревьев, входящих в лесной фонд, а от факта их уничтожения или повреждения в границах участка лесного фонда, принимая во внимание географическое расположение региона, хозяйственную, культурно-эстетическую, почвозащитную и иную ценность леса.