Социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состоянии выполнять необходимые роли и функции, он имеет устойчивые связи с окружающими, у него есть навыки общественного сосуществования в данной среде. Характеристика детей и подростков, попадающих в реабилитационный центр, показывает, насколько далеки они от такого состояния и насколько противоестественна была их прошлая жизнь.
В БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии воспитанникам предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений друг с другом, другие ценностные ориентиры.
Понятно, что ребёнок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в Центре.
Важнейшая социально-педагогическая задача - дать заброшенному ребёнку новую среду обитания, новые впечатления и помочь адаптироваться в социуме.
В рамках программы «Спешите делать добро» под руководством педагога Щербаткиной Н.В. адаптация проходит успешно, так как воспитанник с первых шагов своего пребывания поставлен в позицию соучастника, создателя новых условий своей жизнедеятельности, а не просто потребителя. На познавательных занятиях педагог старается привлечь всех участников, каждый высказывает свою точку зрения и вместе с педагогом подводят итоги.
Важно дать детям возможность создавать свой дом. Каждый ребёнок по своему вкусу создаёт «дизайн» у своей кровати, навешивая плакаты, рисунки и т. д. Когда у ребёнка упрочатся доверие к воспитателю, появится возможность корректировать его вкусы, изменять к лучшему. Наши воспитанники очень любят участвовать в конкурсах, диспутах, викторинах и брейн-рингах, квестах. Все это успешно сочетается в мероприятиях программы «Спешите делать добро».