Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 № 26-П проверена конституционность подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
В силу указанных норм законодательства определенные категории лиц, в том числе государственные и муниципальные служащие, при выявлении факта несоответствия их доходов расходам должны подтвердить, что имущество приобретено ими на законные средства. В противном случае прокурор вправе подать иск для обращения в доход государства подобного имущества (недвижимости, включая землю, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций)).
При определении оснований для применения упомянутой меры должен учитываться весь объем законных доходов, которые были получены и могли быть потрачены такими лицами на приобретение имущества, в т.ч. правомерные поступления, не отраженные в представленных ими сведениях.
Имущество может быть приобретено не только за счет доходов, законность получения которых не подтверждена. Предполагается, что в таком случае оно подлежит изъятию в целом – независимо от того, что в какой-то части затраты на его приобретение могли быть произведены из законных поступлений.
При незначительном расхождении размера легальных доходов и величины расходов на приобретение имущества суд может определить ту его часть, которая приобретена на неподтвержденные поступления и потому подлежит изъятию (либо части денег, полученных от продажи). В таком случае суд может определить порядок исполнения своего решения с учетом особенностей этого имущества.
Конституционный суд РФ счел, что нормы, предусматривающие такое регулирование, конституционны, и подчеркнул, что законодатель может уточнить основания и порядок применения данной меры госпринуждения.