В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гарантирует реализацию указанного права. В частности, законом установлены порядок и конкретные сроки, в течение которых обращения граждан должны быть объективно и всесторонне рассмотрены.
В случаях, когда требования указанного закона нарушаются должностными лицами, рассматривающими обращения граждан, виновные в этом подлежат привлечению к ответственности.
Так, за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений, принятие необоснованных, незаконных решений, представление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни граждан, а также за преследование гражданина в связи с критикой, содержащейся в его обращении, наступает административная ответственность.
При этом названный закон непосредственно не предусматривает меры ответственности, а отсылает к иному законодательству Российской Федерации, в том числе, к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления согласно ст. 5.59 этого кодекса влечет ответственность в виде административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 тысяч рублей.
Положения данной статьи не распространяются на случаи отказа в представлении информации, за которые предусмотрена административная ответственность по ст. 5.39 названного кодекса.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными двумя нормами кодекса, а также другими нормами, установленными ч. 1 ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возбуждаются прокурором.
Отдельные положения об ответственности государственных и муниципальных служащих содержатся в ведомственных правовых актах, касающихся вопросов организации рассмотрения обращений граждан. В случае их несоблюдения наступает дисциплинарная ответственность служащих.