Бобслей (от англ. bobsleigh) — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах. Бобслей относится к техническим видам спорта.
Родиной бобслея является Швейцария. Здесь в 1888 году английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и использовал их для путешествия из Санкт-Морица в расположенную несколько ниже Челерину. Там же, в Санкт-Морице, в конце XIX в. был организован и первый в мире бобслейный спортивный клуб, где были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта, причем экипаж саней тогда состоял из пяти человек — трех мужчин и двух женщин. В дальнейшем количество членов экипажа бобслейных саней менялось — два, четыре, пять, а иногда и восемь человек.
Чемпионаты мира по бобслею проводятся с 1924 года.
В программу зимних Олимпийских игр бобслей был включен начиная с 1924 года. Тогда соревнования проводили на четырехместных санях, в 1928 году — на пятиместных, а начиная с 1932 года (за исключением 1960 года), соревнования проводятся на двух- и четырехместных санях.
Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Длина трассы — 1500—2000 м с 15 виражами минимального радиуса 8 м, а перепад высот от 130 до 150 м.
Наибольшая скорость тяжелого четырехместного боба на трассе может превышать 150–160 км/ч. Максимальная скорость более легкого боба-двойки несколько меньше. Длина желоба составляет 1500–2000 м, его уклон – от 8 до 15 градусов. Трасса обычно имеет до 15–20 профилированных виражей различной степени трудности. Стенки желоба покрыты слоем естественного или искусственно намороженного льда. Скоростной спуск по ледяному желобу нередко бывает очень опасным, травмы спортсменов в этом виде нередки. В 1950 на трассе бобслея в Шамони (Франция) в один день погибли три спортсмена. После этого в целях безопасности профиль трассы изменили так, чтобы обеспечить рулевым полный контроль над санями.
Трассы бобслея бывают разные. Больше всего трасс минимальной длины – 1500 м, но есть желоба большей протяженности и с большим числом сложных виражей, где от рулевого требуется высокое мастерство, чтобы точно вписываться в повороты, не касаясь стен желоба, что обычно резко снижает скорость боба и ухудшают конечный результат. На особо крутых виражах стенки желоба обычно возвышаются метров до 6. Лучшие современные трассы обычно выполняются из бетона, вдоль всей длины стенок желобов вделаны холодильные трубы, в результате чего температура льда поддерживается постоянной, и он никогда не тает. Организаторы зимних Олимпийских игр 1994-го в Лиллехаммере (Норвегия) проложили трассу бобслея в строгом соответствии с рельефом местности, создав повороты около естественных препятствий так заботливо, что им не пришлось спилить ни одного дерева.
Протяженность трасс для бобслея, перепад высот между стартом и финишем, количество поворотов и виражей не являются постоянными. Например, в Лейк-Плэсиде в 1932 году длина трассы составляла 2366 м, перепад высот по вертикали — 228 метров, на трассе было 26 поворотов и виражей. В Лиллехаммере, в 1994 году бобслеисты соревновались на 1365-метровой трассе со 107-метровым перепадом высот и 16 поворотами и виражами.
Техническое совершенствование саней для бобслея осуществляется с учетом новейших достижений научно-технического прогресса. Однако по вполне понятным причинам оно лимитируется весовыми и габаритными ограничениями, установленными международными правилами для двухместных и для четырехместных саней. По-прежнему итоговые результаты в соревнованиях по бобслею определяются скоростью, набранной экипажем на стартовом участке разгона — до посадки в сани, на дистанции результат зависит прежде всего от мастерства пилота — рулевого, от его умения по наиболее оптимальной траектории пройти трассу, с наименьшими потерями скорости преодолевая повороты и виражи.